Международная конференция на тему Модернистская архитектура и исторический исламский город: темы, проблемы, актуальность.

Время чтения: 5 мин.

OPEN CALL

Deadline: 10 сентября 2021
Место проведения: Ташкент, ССА+ acdfuz
Время: 27-30 октября 2021

В рамках публичной программы Национального павильона Республики Узбекистан на Венецианской биеннале архитектуры 2021.

Проблематика конференции

Возможно, в силу более позднего прихода Нового времени ядра средневековых городов исламского мира (ИМ) – медины, рабаты, шахристаны – лучше других сохранили не только свою градостроительную структуру, но и специфический тип социальных связей между жителями, жившими сообществами в черте традиционных городских кварталов. С этими поселениями пытались взаимодействовать архитекторы-модернисты, предлагая новые типы жилья и городских кварталов и черпая в вернакулярных приемах и градостроительной логике источники вдохновенья. Таким образом, влияния были обоюдными: модернистская архитектура видоизменяла исторические города ИМ, а те влияли на стратегии и формы модернистской архитектуры.

Их взаимодействие выстраивалось в трех контекстах: колониальном, постколониальном и советском (последний не сводился к сумме колониальности и постколониальности, но содержал их элементы). Во всех трех случаях модернистская архитектура, с одной стороны, настаивала на универсальности своего языка, и, с другой, стремилась адаптироваться к условиям незападного общества и выработать особые подходы к нему. Сопоставление этих подходов в разных контекстах может способствовать лучшему пониманию общей и локальных архитектурных историй.

Перекрестное изучение региональных модернизмов ИМ продуктивно также и потому, что уже с 1950-х-1960-х годов сами архитекторы активно интересовались работой своих коллег в схожих климатических и культурных зонах. Судя по всему, этот процесс был взаимонаправленным: так, советская и, в частности, среднеазиатская архитектурная пресса время от времени публиковала материалы об архитектурных новинках стран Магриба, Ирана, Афганистана, Пакистана и Индии, а делегации из азиатских и африканских стран нередко бывали в Ташкенте и других узбекистанских городах, ставших официальной витриной репрезентаций «советского Востока». В рамках конференции нам хотелось бы детальнее выявить структурные и эпизодические связи этих контекстов.

Сегодня также встает ребром вопрос об уроках модернистского опыта работы с историческим наследием. Это особенно актуально потому, что сама модернистская архитектура повсеместно осознается как часть истории, а ее образцы – как памятники исторической архитектуры. Выводы, вытекающие из этих уроков, тесно увязаны с социальными проектами и образами будущего, которые эволюционируют вместе с властью и обществом. Как будут развиваться исторические медины/рабаты/шахристаны? Будет ли дан приоритет глобальному туризму или внутренней эволюции? Каким образом деколонизировать взгляд на исторические центры, с XIX века закодированный ориенталистскими оптиками? Каким образом избежать тотальной коммерциализации использования исторической среды?

В рамках этих перспектив мы предлагаем историкам и теоретикам архитектуры и градостроительства, архитекторам, социологам и философам сформулировать тезисы докладов, которые соотносились бы с заявленной проблемой на материале стран Магриба, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. Чтобы облегчить концептуальный обмен, мы просили бы авторов презентаций соотнести их предложения с каким-то или какими-то из следующих сюжетов:

Что модернистская архитектура дала историческим городам ислама? Модернизировала ли она жизнь локальных сообществ? Как можно описать модернизацию, привнесенную ею в локальные контексты?

Что традиционные исламские поселения дали модернистской архитектуре? Какие планировочные, объемные и формальные решения модернизма вытекали из локальных контекстов? Какие влияния других регионализмов испытывали архитекторы-модернисты, работавшие в различных частях ИМ?

Какие уроки могут вынести из модернистского опыта современные архитекторы, проектирующие для исторических городов исламских стран? Как работать с этими историческими городами и их модернистским наследием сегодня?

Организаторы предлагают специалистам, заинтересованным принять участие в данном форуме – историкам архитектуры, архитекторам, социологам, философам, без региональных ограничений, – прислать тезисы докладов в объеме до 300 слов на адрес info@acdf.uz (в копии boris@colba.net и m.badalova@acdf.uz)  до 15 сентября. Организаторы объявят программу конференции до 1 октября. Дорога и размещение докладчиков будут оплачиваться организаторами конференции.

Языки проведения конференции: английский, французский, русский, узбекский (для участников и слушателей будет обеспечен параллельный перевод)