Павильон Республики Узбекистан
на 59-й Международной художественной выставке – Венецианской Биеннале
Dixit Algorizmi - The Garden of Knowledge
При поддержке Саиды Мирзиёевой, Заместителя Председателя Совета Фонда развития культуры и искусства Республики Узбекистан.
Комиссар – Гаянэ Умерова, Исполнительный Директор Фонда развития культуры и искусства Республики Узбекистан.
Кураторы – Studio Space Caviar (Джозеф Грима, Камило Оливейра, Франческо Лупиа, София Пиа Беленки) и Шейда Гомашчи.
Участники: Чарли Тапп и Аброр Зуфаров
Публичные Семинары, Организованные Центром Современного Искусства в Ташкенте
Предварительный просмотр: 20-22 апреля 2022 г.
Выставка: 23 апреля - 27 ноября 2022 г.
Место проведения: Quarta Tesa (Арсенал)
Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан рад представить выставку Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge на 59-й Международной художественной выставке - Венецианской Биеннале. На протяжении всей выставки павильон будет перестроен в пространство для встреч и обмена мнениями, где будет проходить публичная программа мероприятий, семинаров, перформансов и бесед, критически исследующих недостаточно изученные истоки идей и технологий, определяющих нашу эпоху. Курируемая Studio Space Caviar (Джозеф Грима, Камило Оливейра, София Пиа Беленки, Франческо Лупиа) и Шейда Гомашчи, включает новые совместные работы Аброра Зуфарова и Чарли Таппа, а также обширную программу семинаров, организованных совместно с Центром современного искусства в Ташкенте, Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge - первый павильон страны на Биеннале Арте, который открывается менее чем через год после дебюта Узбекистана на 17-й Международной архитектурной Биеннале в Венеции.
Dixit Algorizmi уделяет особое внимание концепции алгоритма - изобретения, ответственного за большую часть того, как работает современный мир, и его создателю, эрудиту IX века, «отцу алгебры» и «дедушке информатики» Мухаммаду ибн Мусе аль-Хорезми, который родился и вырос в современном узбекском городе Хива.
«Уже второй год мы участвуем в Венецианской Биеннале, и после успешного открытия в прошлом году мы возвращаемся с новыми вдохновляющими идеями и вызовами миру современного искусства. Мы гордимся тем, что в этом году мы можем представить наш проект через наследие всемирно известного деятеля Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми, чей Дом мудрости послужил платформой для важнейших научных открытий и стал основой всех последующих работ в мире современной науки. Мы благодарны нашим кураторам, которые смогли переосмыслить ценности великого ученого через призму искусства и подойти к вопросам, столь актуальным сегодня.» - Саида Мирзиёева, заместитель председателя Совета Фонда развития культуры и искусства Республики Узбекистан.
«Творчество и наследие аль-Хорезми являются блестящей иллюстрацией этого сложного и многолинейного процесса. Он один из самых выдающихся ученых в истории человечества, знаменитый при жизни и легендарный после смерти, и все же мы мало знаем о нем, о его жизни и даже о том, как он выглядел. Мы очень рады, что тема, выбранная куратором Чечилией Алемани, соотносится с идеями и текущими миссиями фонда в области современного искусства, поскольку мы сейчас находимся на пути продвижения междисциплинарного подхода в каждом аспекте нашей деятельности. Выставка представит не только визуальные, но и очень глубокие академические и концептуальные активы, которые останутся в павильоне на протяжении всего периода Биеннале». – Гаянэ Умерова, исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Республики Узбекистан.
The Garden of Knowledge
Физический центр павильона - инсталляция в помещении, переосмысляющая тысячелетнюю формальную традицию персидских и вавилонских садов, отсылает к месту, где аль-Хорезми разработал большинство из этих крупных исследований: Дому мудрости в Багдаде. «Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge» будет спроектирован двумя из трех кураторов - Джозефом Грима и Камило Оливейра, оба из миланской исследовательской и архитектурной студии Space Caviar.
Во времена аль-Хорезми Дом мудрости был интеллектуальным центром исламского Золотого века и местом межкультурного обмена, наиболее известным сегодня благодаря переводам греческих, арабских и персидских текстов. Определяющей чертой ландшафта были геометрически спланированные сады в исламской и персидской традиции.
Мечтательные зеркальные поверхности и симметрия в планировке Dixit Algorizmi напоминают отражающие бассейны с водой в сердце каждого исламского сада, которые стекают в равноудаленные каналы, разделяющие сад на четыре квадранта. До появления климат-контроля эта особенность имела функциональное значение, рассеивая холодный воздух в жарком климате, наряду с духовным значением воды как символа жизни и очищения.
Концепция и история
Слово «алгоритм» происходит от Algorismus, искаженной латинской транслитерации al-Khwarizmi. Это арабское имя, в свою очередь, переводится как «уроженец Хваразма», отдельного региона на территории современного Узбекистана, который когда-то был собственной империей. Предполагается, что Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми отправился из родной Хивы в Багдад где-то в девятом веке и провел остаток своих дней в исследованиях и учебе в Доме мудрости, где его в конце концов назначили астрономом и главным библиотекарем.
Влияние аль-Хорезми в Европе привело к популяризации алгоритмов, арабских цифр, десятичных дробей и алгебры (взято из его книги «Аль-джабр»). Название книги Dixit Algorizmi совпадает с латинской версией его основополагающего текста по алгебре и переводится как «Так говорил аль-Хорезми».
Алгоритмы играют огромную роль в современном обществе. Они определяют, что смотреть следующим в очереди Netflix и в ленте социальных сетей. Они используются для проектирования зданий, а также для определения целей в программе США по борьбе с беспилотниками. Как и сады, они определяются как своим ростом, так и своими ограничениями.
По словам куратора Джозефа Грима, выставка «Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge» ставит своей целью поставить под сомнение преобладающее повествование об истории и географии технологического развития, исследуя забытые корни и упущенные резонансы с далекими местами, временами и культурами. Павильон предлагает различные интерпретации технологии как носителя информации, признавая различными способами глубину и сложность истории ее происхождения.
«Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge является одой Байт аль-Хикма, Дому мудрости, и следует принципу собирания и диалога. Несмотря на все разнообразные и независимые компоненты исламского традиционного сада, принципы создали единое и сплоченное пространство. Все элементы функционируют по отдельности для достижения цели сада, развивая взаимодействие между человеком и природой. The Garden of Knowledge-остается верным принципу всех традиционных персидских и исламских садов, где посетители могут собираться, чтобы насладиться дискуссиями, живыми выступлениями и другими общественными программами», - говорит Шейда Гомашчи.
Дизайн узбекского павильона будет ссылаться на эту традицию в своем пространственном расположении, переосмысливая исламскую традицию сада как места сбора и обмена опытом в технологически расширенное пространство исследований, размышлений и экспериментов».
Чарли Тапп и Аброр Зуфаров представят совместную работу в области саунд-арта на основе алгоритмов
Внутренний ландшафт павильона дополнит заказной саундскейп, созданный в сотрудничестве узбекского музыканта Аброра Зуфарова и художника и композитора из Парижа и Токио Чарли Тапп. Их новый проект, основанный на звуке, исследует, как искусственный интеллект реагирует на наборы данных незападной музыки. Резкий отход узбекского классического стиля от западной музыкальной теории иногда обрабатывается музыкальными алгоритмами искусственного интеллекта как шум, а не как музыка, создавая образцы музыкального глитч-арта.
В их новом сотрудничестве пианино Таппа, управляемое компьютером, будет питаться классическими узбекскими композициями, известными как макомы (или макамы), написанными Зуфаровым, создавая бесконечное музыкальное произведение, которое будет самовоспроизводиться на модифицированном Yamaha CP80 Таппа в течение всей выставки.
Тапп известен тем, что переоборудовал пианино электромагнитами, которые художник подключает к компьютерным алгоритмам для создания самовоспроизводящихся партитур, опосредованных искусственным интеллектом. Его новая работа с Зуфаровым доводит этот алгоритм до предела, вводя в него наборы данных, которые он не может полностью распознать, - пианино для неопределенного будущего.
В своем родном Узбекистане Зуфаров известен как один из «великих мастеров» традиционных музыкальных инструментов, таких как сато и уд, с давним интересом к музыкальному жанру шашмакам в Центральной Азии, который характеризуется сложной системой из шести макамов и сложной системой организации тона. В результате музыка оживит павильон.
Центр современного искусства Ташкента организует семинары и программы
По замыслу, в Dixit Algorizmi не представлены постоянные произведения пластического искусства. Вместо этого в пространственном и звуковом «The Garden of Knowledge» павильона будет организована ротационная программа семинаров и публичных мероприятий с участием художников, ученых, писателей, исполнителей, историков и других практиков, чья работа связана с технологиями и их последствиями. Программа мероприятий будет объявлена в преддверии Биеннале Арте.
Организованный в сотрудничестве с Центром современного искусства в Ташкенте, павильон предложит участникам создать произведения искусства, которые будут постепенно заселять сад в течение восьми месяцев работы выставки. Первая итерация Dixit Algorizmi была представлена в Центре Современного искусства в 2021 году.
Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан на регулярной основе организует и поддерживает мероприятия в области изобразительного искусства, литературы, театра, музыки, архитектуры и хореографии. Фонд устанавливает международные культурные связи и продвигает культуру Узбекистана на международной арене. Среди долгосрочных программ Фонда - создание инклюзивной и доступной среды в учреждениях культуры республики, ремонт музеев, развитие культурного меценатства и подготовка новых специалистов для работы в музеях, театрах и других учреждениях культуры. Кроме того, Фонд является инициатором и организатором масштабных архитектурных проектов в Узбекистане: реконструкции Государственного музея искусств, создания Центра современного искусства в Ташкенте, реконструкции Государственной детской библиотеки, открытия Дома культуры на улице Истиклол, а также реконструкции резиденции великого князя Романова. В 2021 году Республика Узбекистан впервые приняла участие в Международной архитектурной выставке Венецианской архитектурной Биеннале по заказу Фонда.
КУРАТОРЫ
Space Caviar - архитектурная и исследовательская студия, базирующаяся между Миланом, Италия, и Лондоном, Великобритания, основанная в 2013 году архитекторами Джозефом Гримой и Тамар Шафрир. В качестве медиа студия использует выставки, кино, письменные работы и строительные работы; повторяющиеся темы в практике Space Caviar включают влияние медиа и технологий на социальные отношения и их материализацию в физическом пространстве, а также политику устойчивости, воплощенную в построенной архитектуре. В качестве куратора Биеннале Interieur, Space Caviar представила серию работ и выставок, включая "Театр повседневной жизни" и фильм «Крепость одиночества», исследующих прошлое, настоящее и будущее дома под общим названием SQM: Дом не существует. В 2020 году Space Caviar инициировала многолетнюю исследовательскую инициативу, организованную фондом V-A-C Foundation, под названием Неэкстрактивная архитектура: О проектировании без истощения, проект, исследующий расширенное определение экологического сознания в архитектуре. Работы студии выставлялись на Венецианской архитектурной Биеннале, в Музее Виктории и Альберта, на Биеннале Interieur, в Музее дизайна Vitra, в Мюнхенском музее кино и др.
Шейда Гомашши (р. 1980, Тегеран, Иран) - независимый куратор в Милане, Италия. Она принимала участие в различных проектах, таких как стипендия в Floating University (Forensic Architecture Group, Берлин, Германия), кураторство «Archive Alive!» на выставке Рамака Фазеля (Кандован, Фонд Педжмана, Тегеран, Иран), редактирование журнала Tarikh Irani (Тегеран, Иран), стипендия «Ideas City – Detroit» в Новом музее Нью-Йорка (США), проведение исследований в рамках программы Urban Research в BAUHAUS (Дессау, Германия). В качестве художника она также участвовала в таких резиденциях, как Dom Kreta (Варшава, Польша), Group Affinity, проект «Славяне и татары», Kunstverein Munchen (Мюнхен, Германия), Oikos Program (Лиссабон, Португалия).
АРТИСТЫ
Чарли Тапп - визуальный художник и композитор, в настоящее время проживающий в Японии. Активно участвуя в интимных, неясных и разрозненных перформансах, фильмах и инсталляциях, основанных на контексте, его работы ведут себя как блуждание в культурной интерполяции и транспозиции с параполитическим отношением. Используя разнообразные инструменты и техники, он исследует щели, а не использует тематическую перспективу, фокусируясь на смене парадигм, трещинах и разрывах в ткани каждой ситуации. Совсем недавно он провел выставку в MONO Lisboa (Португалия) и представил свои работы в Anagra (Токио, Япония). Работы Чарли Тапп периодически пересекаются с Space Caviar в рамках сотрудничества, среди которых организация экспериментальной композиторской резиденции по восстановлению местного кратера, создание генеративного саунд-дизайна и создание партитуры для фильма Blockchain, показанного в музее Vitra и Mudac (Швейцария), MAAT (Португалия) и MET (США).
Аброр Зуфаров - виртуозный инструменталист, освоивший игру на струнных инструментах танбур, сато и дотар как в ташкентско-ферганской, так и в самаркандско-бухарской школах. Он является внуком двух выдающихся и важнейших фигур в истории узбекской классической музыки: Тургуна Алиматова и Усмона Зуфарова. Путем глубоких теоретических исследований Аброр Зуфаров проявляет огромный интерес к сохранению, возрождению и передаче этого сложного культурного наследия будущим поколениям. На протяжении последних 20 лет своей профессиональной деятельности Аброр Зуфаров пытается восстановить подлинное звучание танбура, утраченное в 1930-х годах, возрождая метрический рисунок инструмента, тем самым привнося в макам старое - новое звучание. В 2021 году Аброр Зуфаров участвовал в разработке звука для первого в истории Национального павильона Узбекистана на Архитектурной Биеннале в Венеции. Он работал над созданием звука вместе с Карлосом Касасом и смог привнести в павильон новый художественный слой.
СОТРУДНИЧЕСТВО
CCA Lab - исследовательская лаборатория Центра современного искусства в Ташкенте, задачей которой является развитие современного искусства и культурных практик в Узбекистане, а также формулирование нового прочтения и нового понимания художественного наследия региона. Конечной целью лаборатории является разработка серии выставок с участием международных кураторов в Узбекистане и за рубежом. Во время визита членов кураторской группы лаборатория помогла изучить социальную специфику махаллей Заркайнар, Хаст-Имам, Чувалачи и Гунча. Вместе они просканировали самые старые и исторически значимые здания. В качестве сопроводительного материала CCA Lab публикует тематический фанзин, который бесплатно предоставляется всем посетителям павильона Узбекистана на Биеннале Архитетура 2021. Фанзин (фан-журнал): малобюджетное издание, создаваемое в молодой творческой среде, посвященное какой-либо теме, чаще всего музыке, литературе или искусству. В данном случае Лаборатория представляет свежий, динамичный и живой взгляд на махалли старого города через коллажи, рисунки, подслушанные фразы, шутки и воспоминания, запечатлевая углы и повороты, портреты и виды, а также используя фотоархивы и научные исследования тех, кто работает над темой махалли.